banner anim radio 2025 new

Бежать помогли поляки. Маргарита Алексеева вспоминает детство в трудовом лагере Героями можно назвать и тех, кого война застала детьми. Маргарита Алексеева встретила Великую Отечественную 5-летним ребенком. Даже спустя 80 лет бывшая малолетняя узница ясно помнит годы, проведенные в оккупации, и долгие месяцы в польском трудовом лагере. Когда немцы только подходили к Пскову, казалось, у семьи был шанс избежать тяжелой участи: Рита вместе с беременной мамой, отцом после контузии, бабушками и тетей с двоюродным братом пыталась покинуть город. Но фашисты принудили вернуться. Как сложилась судьба, узнала Анастасия Николаева. Бежать помогли поляки. Маргарита Алексеева вспоминает детство в трудовом лагере

Бежать помогли поляки. Маргарита Алексеева вспоминает детство в трудовом лагере

Героями можно назвать и тех, кого война застала детьми. Маргарита Алексеева встретила Великую Отечественную 5-летним ребенком. Даже спустя 80 лет бывшая малолетняя узница ясно помнит годы, проведенные в оккупации, и долгие месяцы в польском трудовом лагере. Когда немцы только подходили к Пскову, казалось, у семьи был шанс избежать тяжелой участи: Рита вместе с беременной мамой, отцом после контузии, бабушками и тетей с двоюродным братом пыталась покинуть город. Но фашисты принудили вернуться. Как сложилась судьба, узнала Анастасия Николаева.

- Кушать было нечего. Бабушка, папина мама, дважды брала вещи и ходила пешком в Эстонию, меняла вещи на зерно.

Оккупированный Псков голодал. Жители привыкали к обстрелам и порядкам, установленным захватчиками. Родители Маргариты, как и в мирное время, работали землемерами, такие специалисты фашистам были нужны, удавалось тайно помогать и партизанам планами и картами.

Одно из ярких воспоминаний - строительство немцами бункера возле бабушкиного дома рядом с нынешним сквером Павших борцов. Его советские самолеты-разведчики выявили быстро.

"Бомбы падали кругом, мы сидели в подвале. Земля сыпалась, земля тряслась, и бомбили. Гул тяжелый, гул летящих наших бомбардировщиков, потом гул взрывающихся бомб, земля со стен подвала, где мы сидели, сыпется. И вот так периодически несколько налетов наших самолетов", - Маргарита Алексеева.

Выйти из укрытия удалось лишь с рассветом. Улицу было трудно узнать.

"Наш дом был весь изрешечен осколками, стекол в доме не было, но мы сидели и не знали, что нам делать. Когда рассвело, раздался голос, который зовет маму. Оказалось, что это какой-то родственник, он позвал нас, всю семью, к себе", - Маргарита Алексеева.

В один из весенних дней 1944-го немцы выгнали всех из домов, посадили в товарные вагоны и повезли в Прибалтику. С приближением советских войск оттуда переправили в трудовой лагерь в Польшу. Пленных раздели догола, вещи забрали на дезинфекцию.

"Стоит группа немецких офицеров и внимательно разглядывает голых раздетых женщин. Я забеспокоилась: куда бы скрыться, чем бы накрыться, ничего нету. А как мама? Вот, казалось бы, сама девчонка, а как мама? Я маму глазами нахожу, она на руках держит маленькую Верочку, и я за маму рада, что она хоть тельцем девочки закрывает свое тело", - Маргарита Алексеева.

Жили в бараках, спали на нарах. Кормили раз в сутки, маму с тетей под конвоем гоняли на разгрузку вагонов и уборку урожая.

"Им удавалось прятать в одежду какие-то овощи тайком, потому что если охранники видели, что воруют картошку, их били плетками. И вот, видимо, эти овощи, они спасли нам все-таки жизнь, потому что котелка одного в сутки на восемь человек, конечно, не хватало", - Маргарита Алексеева.

Важную роль в судьбе семьи сыграла полячка. Увидев в лагере маму с Маргаритиной сестренкой на руках, стала приносить корочки хлеба. А когда пленных начали переводить в другое место, поддержала в решении совершить побег, предоставила кров на первое время.

"Мы замешкались, остались самые последние в бараке в дальнем углу под нарами, мы все легли вниз животами и ждали проверки. Дверь скрипнула, немцы вошли, и мы затаили дыхание. И вот представьте, если в этот момент ребенок заговорит или чихнет, то нас бы немцы тут же на месте расстреляли. Очень страшно было", - Маргарита Алексеева.

Следующая картина в памяти - семья уже в подвале больницы, в обществе мирных поляков. Когда немцы приходили с инспекцией, отец ложился в кровать, притворяясь раненым, иногда вместе с Маргаритой.

"Подошли к нам, встали около нас. Что-то врач ему говорит, а я с ужасом боюсь смотреть в глаза немцу, что он по глазам поймет, что я русская. Я отвожу глаза в сторону, чтобы ему в глаза не смотреть", - Маргарита Алексеева.

После освобождения семья вернулась в Псков. Город едва можно было узнать.

"Домов почти не было. Старые дома - гостиница "Октябрьская" - без крыш, без окон, без дверей стояли. От вокзала свободно можно было просматривать весь город", - Маргарита Алексеева.

Оказалось, многие трудности еще впереди. Тех, кто был в оккупации, считали врагами народа. Пришлось вытерпеть унижения и оскорбления. Но Маргарите Валентиновне удалось построить карьеру педагога. И на пенсии она встречается со школьниками, рассказывает им о войне и о том, чему научили пережитые трудности.

"Надо относиться очень доброжелательно друг к другу, любить людей, беречь то, что у тебя есть, помогать, чем можно", - Маргарита Алексеева.

Анастасия Николаева, Сергей Дьяков. Вести-Псков


Поделиться

Материалы по этой теме

Телевидение

Logo R1 Pskov 2017 Logo R24 Pskov 2017