Трофейная фляжка, нагрудный знак и гильзы. Что еще удалось обнаружить участникам молодежной экспедиции в Себежском районе? Останки бойца Великой Отечественной войны и части солдатского снаряжения обнаружили сегодня недалеко от деревни Заситино. А накануне добровольцы подняли еще трех красноармейцев. В Себежском крае проходит 14-я молодежная экспедиция «Укрепрайон». Чем еще запомнится октябрьская «Вахта памяти» - в репортаже наших великолукских коллег. Трофейная фляжка, нагрудный знак и гильзы. Что еще удалось обнаружить участникам молодежной экспедиции в Себежском районе?

Трофейная фляжка, нагрудный знак и гильзы. Что еще удалось обнаружить участникам молодежной экспедиции в Себежском районе?

Останки бойца Великой Отечественной войны и части солдатского снаряжения обнаружили сегодня недалеко от деревни Заситино. А накануне добровольцы подняли еще трех красноармейцев. В Себежском крае проходит 14-я молодежная экспедиция «Укрепрайон». Чем еще запомнится октябрьская «Вахта памяти» - в репортаже наших великолукских коллег.

- Медальон!
- Да ты что, где?
- Вот он, смотри!
- На котелке медальон?
- Нет, не медальон это…

От надежды на поисковую удачу до сожаления, что боец останется безымянным, меньше минуты. Возможно, ручка от какого-то предмета была так похожа на верхнюю часть смертного медальона.

«Сразу у всех дыхание замерло. Оказалось, что сердцебиение даже стоящего рядом было слышно. Но оказалось, что это не медальон. Мы не расстроились. Тем более, когда мы уже первого бойца достали, у нас пошел уже и второй, и третий», - Анзор Курбанов, участник студенческого экспедиционного корпуса «Команда Арктики», сотрудник РТУ МИРЭА.

При подъеме в раскопе обнаружены каски, фрагменты обуви, предметы окопного творчества, трофейная фляжка с водой, оставшейся с войны. Нагрудный знак «Гвардия» и стреляные гильзы с клеймом 1944 года, как подтверждение того, что бойцы погибли при освобождении Себежского района.

doty2

«С огромной долей вероятности можно говорить о том, что это то, как сейчас называют, штурмовики. Они обходили один из немецких опорных пунктов, который прикрывал железнодорожную станцию «Себеж» и по низиночке по такой они пытались проскочить один за другим и погибли», - Владимир Бумаков, командир поискового отряда «Забытый батальон», руководитель проекта «Укрепрайон», г. Себеж.

Останки красноармейцев были обнаружены во время поисковой разведки. Себежский край собрал в одну команду добровольцев экспедиционного корпуса «Команда Арктики». Проект объединяет больше ста вузов страны.

«Ты знакомишься с новыми людьми, потому что «Команда Арктики» - это буквально межвузовский проект, где ты можешь найти людей со всей России. А второе - ты буквально окунаешься в историю», - Анна Багинская, студентка РТУ МИРЭА, г. Москва.

«Я вступил в «Команду Арктики» буквально недавно. Это моя первая поездка. Но, честно говоря, я уже в восторге. Поехал я сюда в первую очередь за тем, чтобы перезагрузиться, наверное, от городской суеты и внести свою лепту в это огромное дело», - Владимир Кирьянов, студент РТУ МИРЭА, г. Москва.

За право попасть в молодежную экспедицию «Укрепрайон»» нужно еще побороться: например, успешно сдать сессию. Кто был здесь хоть раз, хотят вернуться снова и снова. Тайны сооружений, где 5 июля 1941-го красноармейцы сдерживали прорыв немецкой дивизии, не отпускают.

«Из ДОТа в себежском «Укрепрайоне» ведрами вынесли уже десятки тонн песка. Расчищают бетонного великана шестую вахту. Это по две недели тяжелого физического труда, чтобы в прямом смысле докопаться до истины. Узнать, что пытались скрыть фашисты, засыпав огневую точку после подрыва», - Лариса Чурикова, корреспондент.

Спиливанием арматуры, подъемом бетонных обломков занимаются профессионалы. Инженер по безопасности определяет зоны, куда добровольцы не заходят.

dot3

«Там лежит глыба, которая лежит на песке, и мы боимся, что она поедет вниз. А вес этой плиты составляет порядка 10-15 тонн. Все работы, которые мы выполняем, мы стараемся минимизировать риски, которые окружают ребят», - Алексей Бородулин, инженер по безопасности.

Изуродованный взрывом щиток пулемета «Максим», сплющенный солдатский котелок с инициалами М.С. Не быстро и, кажется, нехотя, но песочный ДОТ все же делится своими тайнами.

«Еще, может быть, две три вахты нам придется здесь поработать, потому что военная археология и поисковая деятельность - это все-таки такие сферы, где торопиться преступно. Потому как каждый кусочек земли нужно просеять через грохот, пропустить через пальчики, как мы говорим, или под метелочку все убрать», - Владимир Бумаков, командир поискового отряда «Забытый батальон», руководитель проекта «Укрепрайон», г. Себеж.

Говорят, устают, но это забудется. Главное - найти следы героически погибших в ДОТе бойцов.

Лариса Чурикова, Юрий Павкин. Вести-Псков


Поделиться

Материалы по этой теме