Вернулся домой. Выдворенному из Латвии 98-летнему ветерану Великой Отечественной войны помогли обустроиться в Пскове Выдворенному из Латвии 98-летнему ветерану Великой Отечественной вместе с дочерью помогли обустроиться в Пскове. Пока в комфортабельном гостиничном номере. Но уже в ближайшие дни Василий Москальенов получит внутренний паспорт, а затем и жилищный сертификат и все полагающиеся социальные выплаты. О том, как в последнее время жилось за границей, и о первых впечатлениях от Пскова узнала Анастасия Николаева. Вернулся домой. Выдворенному из Латвии 98-летнему ветерану Великой Отечественной войны помогли обустроиться в Пскове

Вернулся домой. Выдворенному из Латвии 98-летнему ветерану Великой Отечественной войны помогли обустроиться в Пскове

Выдворенному из Латвии 98-летнему ветерану Великой Отечественной вместе с дочерью помогли обустроиться в Пскове. Пока в комфортабельном гостиничном номере. Но уже в ближайшие дни Василий Москальенов получит внутренний паспорт, а затем и жилищный сертификат и все полагающиеся социальные выплаты. О том, как в последнее время жилось за границей, и о первых впечатлениях от Пскова узнала Анастасия Николаева.

После прохождения границ и изнуряющей дороги у гостиницы в Пскове ветерана встречают с инвалидным креслом.

- Проедем давайте, вы уже устали очень сильно.

Им Василий Максимович воспользоваться сначала отказывается, бодрится, но в итоге сдается. Дочь замечает: отцу неловко, бравый моряк, он и в преклонном возрасте всегда активен и бодр. Подкосил и эмоционально, и физически лишь стремительный переезд. Хотя о России, герой войны не скрывает, грезил давно. Латвия отвернулась от русских, жить там стало невыносимо, говорить на родном языке опасно.

"Боятся, следят, арестовать могут. А как же, сейчас нельзя говорить, а если слышат, оштрафуют на первый раз. Парня остановили: ты чего говоришь, мораль мне читаешь, полицейским, говорит. Раньше и ты говорил по-русски, а сейчас, наверное, говоришь по-латышски, потому что боишься? Он улыбнулся, и пошел полицай", - Василий Москальенов, ветеран Великой Отечественной войны.

Повод вернуться в Россию появился слишком внезапно. Закончился вид на жительство, перед продлением власти страны предложили подписать "анкету лояльности".

"Внушительная анкета на латышском языке состоит из трех частей, в них подробные вопросы о прошлом, доходах и родственниках, и главное - об отношении к включению Крыма в состав России, военных действиях на Украине, Вооруженных Силах РФ и ВСУ. Подойдут, конечно, только ответы, "лояльные" политике Латвии, полностью дискредитирующие Родину", - Анастасия Николаева, корреспондент.

На такой предательский шаг ветеран пойти просто не мог.

"Я за Россию, когда я воевал за нее 18-летним пацаном, как я могу против России? Естественно, я сказал: "Девочки, готовьтесь, поедем во Псков!" Вот мои слова", - Василий Москальенов, ветеран Великой Отечественной войны.

В Риге пожилого человека посчитали представляющим угрозу для общества и выдворили, не дав времени даже на сборы. Дочери поддержали, переехали тоже. Решение далось нелегко.

"Я не хочу каким-то валенком, как они говорят, чувствовать себя или вообще человеком третьего сорта, поэтому я очень захотела, сомневалась. У меня мама вот пять лет назад умерла. Жалко, что мама там осталась, а я ей дала слово: "Мама, я тебя никогда не брошу". И вот это, что я как бы ее бросила, вот это меня гложет", - Надежда Володько.

Русские массово покидают страну, традиционные ценности в Латвии давно подменены, как их называют в Европе, либеральными, в детских книгах пропагандируют однополые браки, запрещают праздновать День Победы, а советскую власть называют оккупантами.

"Хорошего ничего там нет, ничего! И любой, каждый человек порядочный, который был там, он тоже скажет: спасибо, Россия обратилась, чтоб к ним приехали", - Василий Москальенов, ветеран Великой Отечественной войны.

Медик, в сопровождении которого ветеран от самой границы, измеряет давление, шутит: как у космонавта. А все потому, говорит Василий Максимович, что наконец, спустя 65 лет - он снова дома.

- Ну как вас поблагодарить всех за такое отношение, за такое внимание? Ну нет слов просто.

Латвия планирует депортировать еще почти тысячу россиян, живущих в республике, из-за истечения срока действия вида на жительство. Василий Максимович считает: это не наказание, а возможность снова почувствовать себя человеком на родной земле.

Анастасия Николаева, Игорь Тринеев. Вести-Псков


Поделиться

Материалы по этой теме