Завтра православные христиане будут отмечать день Николая Чудотворца, Николу зимнего

Завтра православные христиане будут отмечать день Николая Чудотворца, Николу зимнего. В средневековом Пскове святитель Николай, покровитель купцов и путешественников, почитался особенно. Ему посвящали храмы, изображали на иконах. В коллекции Псковского музея-заповедника хранится более двадцати древнейших памятников с изображением чудотворца. После Святого Николая начинают готовиться к встрече Нового года и Рождеству.

Николай Чудотворец стал прообразом Деда Мороза и Санта-Клауса – доброго волшебника, который дарит подарки. Миниатюрный храм с изображением Николая Можайского хранят отдельно от скульптуры, чтобы избежать повреждений. Дерево, шестнадцатый век. Роспись лица святого относится к времени создания скульптуры. Богатый цветочный орнамент на ризах в стиле барокко выполнен в восемнадцатом веке взамен утраченного. В летописи указано: образ в Псков «привезен переходцами с иных земель». Псковичи его не приняли. Отправили в Новгород, к епископу Макарию. Его же приказом вернули обратно. Самая древняя псковская икона чудотворца в фондах Псковского музея датируется началом пятнадцатого века. Происходит из Порховского храма. Псково-Новгородский вариант ранних византийских памятников. В музее благодаря послевоенной экспедиции Николая Померанцева. Всего же в фондах более двадцати древних изображений Николая Чудотворца.

«На таких иконах, как «Сошествие во ад», где проблема, культ смерти главенствующие, Николай Чудотворец изображен в деисусной композиции не только одним из деисусных персонажей, но в центре этого деисуса-то есть, заменяя изображение Христа Спасителя. Вот какая огромная роль отводилась в значении и понимании псковичей этого святого», - Ольга Васильева, хранитель живописи Псково-Изборского музея-заповедника.

Сразу две псковские иконы пятнадцатого века с изображением Николая Чудотворца, находятся на реставрации в центре Грабаря. Они были обнаружены в составе так называемого Ивановского клада еще в конце семидесятых годов прошлого столетия в соборе Иоанна Предтечи двенадцатого века.

«Эти иконы были в кельях у монахов и называлась келейная икона. Сюжет в основном иконы почитаемые: святой Николай, Богоматерь», - Галина Цируль, заведующая отделом реставрации темперной живописи ВХНРЦ им. Грабаря.

В центре Грабаря с именем святителя Николая связывают одну из малоизученных композиций фресковой живописи в псковской деревне Мелетово.

«Сюжет-Евстафий пресвитер, он в Никольской церкви был, в Керчи теперешней. Является ему Никола, а это уже конец 13 века, монголы еще здесь, на Руси. И поэтому является Никола, с просьбой, чтобы он взял икону Николы со своего храма и отнес в Рязань», - Адольф Овчинников, художник-реставратор высшей квалификации.

По преданию, чудотворец не только помог одолеть врагов, но помогал беднякам, сиротам и детям, спасал погибающих мореплавателей. Святой Николае. Так писали на иконах псковичи.

Марина Михайлова, Денис Алексеев. Вести-Псков.

Завтра православные христиане будут отмечать день Николая Чудотворца, Николу зимнего

Завтра православные христиане будут отмечать день Николая Чудотворца, Николу зимнего

Завтра православные христиане будут отмечать день Николая Чудотворца, Николу зимнего. В средневековом Пскове святитель Николай, покровитель купцов и путешественников, почитался особенно. Ему посвящали храмы, изображали на иконах. В коллекции Псковского музея-заповедника хранится более двадцати древнейших памятников с изображением чудотворца. После Святого Николая начинают готовиться к встрече Нового года и Рождеству.

Николай Чудотворец стал прообразом Деда Мороза и Санта-Клауса – доброго волшебника, который дарит подарки. Миниатюрный храм с изображением Николая Можайского хранят отдельно от скульптуры, чтобы избежать повреждений. Дерево, шестнадцатый век. Роспись лица святого относится к времени создания скульптуры. Богатый цветочный орнамент на ризах в стиле барокко выполнен в восемнадцатом веке взамен утраченного. В летописи указано: образ в Псков «привезен переходцами с иных земель». Псковичи его не приняли. Отправили в Новгород, к епископу Макарию. Его же приказом вернули обратно. Самая древняя псковская икона чудотворца в фондах Псковского музея датируется началом пятнадцатого века. Происходит из Порховского храма. Псково-Новгородский вариант ранних византийских памятников. В музее благодаря послевоенной экспедиции Николая Померанцева. Всего же в фондах более двадцати древних изображений Николая Чудотворца.

«На таких иконах, как «Сошествие во ад», где проблема, культ смерти главенствующие, Николай Чудотворец изображен в деисусной композиции не только одним из деисусных персонажей, но в центре этого деисуса-то есть, заменяя изображение Христа Спасителя. Вот какая огромная роль отводилась в значении и понимании псковичей этого святого», - Ольга Васильева, хранитель живописи Псково-Изборского музея-заповедника.

Сразу две псковские иконы пятнадцатого века с изображением Николая Чудотворца, находятся на реставрации в центре Грабаря. Они были обнаружены в составе так называемого Ивановского клада еще в конце семидесятых годов прошлого столетия в соборе Иоанна Предтечи двенадцатого века.

«Эти иконы были в кельях у монахов и называлась келейная икона. Сюжет в основном иконы почитаемые: святой Николай, Богоматерь», - Галина Цируль, заведующая отделом реставрации темперной живописи ВХНРЦ им. Грабаря.

В центре Грабаря с именем святителя Николая связывают одну из малоизученных композиций фресковой живописи в псковской деревне Мелетово.

«Сюжет-Евстафий пресвитер, он в Никольской церкви был, в Керчи теперешней. Является ему Никола, а это уже конец 13 века, монголы еще здесь, на Руси. И поэтому является Никола, с просьбой, чтобы он взял икону Николы со своего храма и отнес в Рязань», - Адольф Овчинников, художник-реставратор высшей квалификации.

По преданию, чудотворец не только помог одолеть врагов, но помогал беднякам, сиротам и детям, спасал погибающих мореплавателей. Святой Николае. Так писали на иконах псковичи.

Марина Михайлова, Денис Алексеев. Вести-Псков.

Поделиться