В Санкт-Петербурге реставрируется псковская икона Успения Богородицы

Икона, датированная началом XIX века, в руках реставраторов оказалась памятником XVII столетия. Икону Успения Богородицы псковской иконописной школы реставрируют в Санкт-Петербургской Академии имени Репина. За процессом научного открытия наблюдала Марина Михайлова.

- Вот такие пятна, видите, черные - это как раз места утрат.

На экранах - изображения, полученные с использованием рентгенограммы и инфракрасной рефлектографии. Их сопоставление дает возможность увидеть, где расположены утраты. На экране они в виде темных пятен. Столетия назад их закрашивали-переписывали заново. Так называемая "старообрядческая реставрация". Сейчас нужно определить границы этих записей. Удалить все до авторского слоя. Но там, где авторский слой утрачен на сто процентов древнее поновление сохраняется.

restavracia ikoni 2

«Существенным этапом работы реставраторов является проведение предварительных исследований. Необходимо сделать предреставрационные исследования. Узнать, какой материал, вещества входят в состав авторского слоя, а какие являются позднейшими наслоениями и ее искажениями», - Филипп Бобров, профессор кафедры реставрации живописи Санкт-Петербургской Академии художеств им. И. Репина.

Будущий реставратор учится выстраивать план работ, использовать современные методики исследования: лабораторные, химические, физико-технические. И главное правильно интерпретировать результаты в процессе самой реставрации.

«Технико-технологические методики сейчас важны в реставрации. Раньше: стол, утюг, компресс. Сегодня наша школа, может быть, самая передовая в России. Мы сохраняем понимание: это послание через века, которое пытался донести автор. Ради чего он содавал», - Юрий Бобров, доктор искусствоведения, реставратор высшей квалификации, проректор Санкт-Петербургской Академии художеств им. И. Репина.

Густой зеленый, интенсивный красный. Псковский колорит был под записями трех столетий. Небольшая аналойная икона «Успения Богородицы» поступила в реставрационные мастерские Санкт-Петербургского института имени Репина из Псковского музея-заповедника с датировкой - XIX век. Потребовалось несколько лет работы, чтобы увидеть подлинный памятник древнерусского искусства XVII столетия.

«Запись выполненная бронзянкой. То есть, это уже даже более поздняя запись может быть 20 века. Очень грубо поновительская. Запись, принадлежащая XIX, может даже XVII веку, сделана очень тонко. Скорее всего, предположение такое, что она была сделана, старообрядцами», - Марина Данкова, студентка 5 курса Санкт-Петербургской Академии художеств им. И. Репина.

Имена студентов реставраторов и их научных руководителей занесены в реставрационные паспорта. В них указано имя того, кто работал с памятником, время и место реставрации. Когда Марина Данкова начинала работу над будущей магистерской диссертацией по реставрации, какое всех ждет открытие - не знала.

- Золотой асист обильно применен. Сохраняются до очень позднего времени типичные черты псковской школы.

Марина Михайлова, Денис Алексеев. Вести-Псков.

В Санкт-Петербурге реставрируется псковская икона Успения Богородицы

В Санкт-Петербурге реставрируется псковская икона Успения Богородицы

Икона, датированная началом XIX века, в руках реставраторов оказалась памятником XVII столетия. Икону Успения Богородицы псковской иконописной школы реставрируют в Санкт-Петербургской Академии имени Репина. За процессом научного открытия наблюдала Марина Михайлова.

- Вот такие пятна, видите, черные - это как раз места утрат.

На экранах - изображения, полученные с использованием рентгенограммы и инфракрасной рефлектографии. Их сопоставление дает возможность увидеть, где расположены утраты. На экране они в виде темных пятен. Столетия назад их закрашивали-переписывали заново. Так называемая "старообрядческая реставрация". Сейчас нужно определить границы этих записей. Удалить все до авторского слоя. Но там, где авторский слой утрачен на сто процентов древнее поновление сохраняется.

restavracia ikoni 2

«Существенным этапом работы реставраторов является проведение предварительных исследований. Необходимо сделать предреставрационные исследования. Узнать, какой материал, вещества входят в состав авторского слоя, а какие являются позднейшими наслоениями и ее искажениями», - Филипп Бобров, профессор кафедры реставрации живописи Санкт-Петербургской Академии художеств им. И. Репина.

Будущий реставратор учится выстраивать план работ, использовать современные методики исследования: лабораторные, химические, физико-технические. И главное правильно интерпретировать результаты в процессе самой реставрации.

«Технико-технологические методики сейчас важны в реставрации. Раньше: стол, утюг, компресс. Сегодня наша школа, может быть, самая передовая в России. Мы сохраняем понимание: это послание через века, которое пытался донести автор. Ради чего он содавал», - Юрий Бобров, доктор искусствоведения, реставратор высшей квалификации, проректор Санкт-Петербургской Академии художеств им. И. Репина.

Густой зеленый, интенсивный красный. Псковский колорит был под записями трех столетий. Небольшая аналойная икона «Успения Богородицы» поступила в реставрационные мастерские Санкт-Петербургского института имени Репина из Псковского музея-заповедника с датировкой - XIX век. Потребовалось несколько лет работы, чтобы увидеть подлинный памятник древнерусского искусства XVII столетия.

«Запись выполненная бронзянкой. То есть, это уже даже более поздняя запись может быть 20 века. Очень грубо поновительская. Запись, принадлежащая XIX, может даже XVII веку, сделана очень тонко. Скорее всего, предположение такое, что она была сделана, старообрядцами», - Марина Данкова, студентка 5 курса Санкт-Петербургской Академии художеств им. И. Репина.

Имена студентов реставраторов и их научных руководителей занесены в реставрационные паспорта. В них указано имя того, кто работал с памятником, время и место реставрации. Когда Марина Данкова начинала работу над будущей магистерской диссертацией по реставрации, какое всех ждет открытие - не знала.

- Золотой асист обильно применен. Сохраняются до очень позднего времени типичные черты псковской школы.

Марина Михайлова, Денис Алексеев. Вести-Псков.

Поделиться