Быть переправе или не быть? В Пскове у слияния рек может появиться новый туристический объект

Псков станет ещё привлекательней для туристов, если в городе появится ещё один объект. Речь идёт о возведении моста рядом с местом слияния Псковы и Великой. И экскурсоводы, и горожане замечают, что такая переправа будет очень полезной. Правда, что именно будет выглядеть уместно в историческом центре - все понимают по-разному. Изучила мнения Регина Кадырова.

— Я сам часто из спортивного интереса посещаю ту сторону, и мне приходится в моём солидном возрасте делать этот солидный круг. А у дедушки уже ноги болят

В Пскове намечается уникальное событие. Кажется, впервые горожане, чиновники и защитники памятников пришли к общей идее - через Пскову должен появиться пешеходный мост. Во-первых, это красиво.

most4

— Я думаю, что он будет хорошо смотреться. Не современный, а приблизить надо к тому времени мост

Во-вторых, это удобно для туристов, а значит повышает туристическую привлекательность региона. И их желание оставлять здесь деньги.

— Как экскурсовод, я хочу сказать, что непременно нужно. Я думаю, для туристов было бы неплохо. Может даже сделать на какое-то время мост платным

Классическая экскурсия в Псков сейчас начинается с парковки у ДКП. Группа заходит в Кремль, пробирается по стене к месту слияния рек, а потом... люди оказываются перед выбором: хотят ли они наворачивать солидный круг, чтоб дойти до недавно отреставрированной Варлаамовской башни.

— Действительно его не хватает, это замечаешь прямо в первый день - заходишь в крепость, хочешь идти дальше, а приходится в обход.

— Вплавь мы пока не можем, приходится через мост

most

Неудобно для туристов - полбеды. Уже давно заметил искусствовед Игорь Лагунин. Из-за отсутствия простой переправы, экскурсоводы вынуждены десятки лет рассказывать о Пскове буквально не с того конца.

«Любая экскурсия должна начинаться отсюда. И рассказ начинается с того, как родился Псков - как три луча сошлись, и княгиня Ольга увидела на холме город. Какой он период пережил до этого», — Игорь Лагунин, искусствовед-архитектор

Кстати до 18 века по Пскове между башнями проходили так называемые «нижние решётки». Каменный проход через реку, который по ситуации был либо входом для лодок торговцев, либо препятствием для лодок врага.

«Проект реставрации Кремля с восстановлением решёток был разработан ещё в 54-м году архитектором Хамцовым. На башнях даже были предусмотрены ходы на решётки. Получается, восстановление этой переправы - самое уместное решение, однако мосты здесь тоже были», — Регина Кадырова, корреспондент

Это либо понтоны, либо вот такое временное сооружение. Но понтоны сложно назвать привычной переправой для судоходной раньше Псковы, потому что обычно они мешали лодкам рыбаков. Восстанавливать же временный мост - такая себе затея, учитывая, что идти до него придётся почти столько же, сколько до Троицкого. И получается, мы опять возвращаемся к восстановлению нижних решёток?

Ирина Голубева, архитектор-реставратор, искусствовед:
— Само устье Псковы - оно уже зафиксировано в течение двухсот лет без каких-либо ограждений. Без решёток.
— Как только крепость перестала быть защитной какой-то вещью, в принципе эти решётки не нужны уже?
— Да. С 1790-го года, после Полтавского сражения границы отодвинулись у нас в Прибалтику, и Псков начал терять свои фортификационные свойства

most3

Получается, довольно логично оставить крепости мирное лицо. Тем более, восстановление решёток предусматривает дополнительные, в том числе, подводные исследования. Не говоря уже о тонкостях исполнения реставрации. Значит всё-таки нужно строить мост. Но насчёт его внешнего вида всем сторонам ещё придётся долго договариваться.

«Его можно расценивать даже как временное сооружение. Оно должно не акцентировать на себе внимание, быть чистейшим функционалом и весь весьма деликатным. Я даже согласен с тем, что зимой его можно убирать, а с началом весеннего сезона восстанавливать», — Александр Голышев, и.о. директора Псково-Изборского объединённого музея-заповедника

В любом случае, просто взять и поставить мост перед памятником истории никто не сможет. Сначала специалист подготовит примерный проект, а лучше - несколько специалистов подготовят несколько проектов, которые рассмотрят и обсудят на нескольких комиссиях. И учитываться будут не только внешний вид, но и использованные материалы, и устойчивость моста перед ледоходом. Потом нужно будет найти средства на строительство, по примерным прикидкам Александра Голышева - это около восьмидесяти миллионов. И такие денежные и интеллектуальные траты стоят того, чтобы и через год туристы говорили:

— Спасибо псковичам, что они всё это сохранили! И дай бог, чтобы город дальше развивался, но развивался не как китч и новодел, а в традициях той архитектуры, которая досталась в наследство псковичам

most5

Регина Кадырова, Сергей Дьяков, Юрий Ильин, Владимир Шагапов

Быть переправе или не быть? В Пскове у слияния рек может появиться новый туристический объект

Быть переправе или не быть? В Пскове у слияния рек может появиться новый туристический объект

Псков станет ещё привлекательней для туристов, если в городе появится ещё один объект. Речь идёт о возведении моста рядом с местом слияния Псковы и Великой. И экскурсоводы, и горожане замечают, что такая переправа будет очень полезной. Правда, что именно будет выглядеть уместно в историческом центре - все понимают по-разному. Изучила мнения Регина Кадырова.

— Я сам часто из спортивного интереса посещаю ту сторону, и мне приходится в моём солидном возрасте делать этот солидный круг. А у дедушки уже ноги болят

В Пскове намечается уникальное событие. Кажется, впервые горожане, чиновники и защитники памятников пришли к общей идее - через Пскову должен появиться пешеходный мост. Во-первых, это красиво.

most4

— Я думаю, что он будет хорошо смотреться. Не современный, а приблизить надо к тому времени мост

Во-вторых, это удобно для туристов, а значит повышает туристическую привлекательность региона. И их желание оставлять здесь деньги.

— Как экскурсовод, я хочу сказать, что непременно нужно. Я думаю, для туристов было бы неплохо. Может даже сделать на какое-то время мост платным

Классическая экскурсия в Псков сейчас начинается с парковки у ДКП. Группа заходит в Кремль, пробирается по стене к месту слияния рек, а потом... люди оказываются перед выбором: хотят ли они наворачивать солидный круг, чтоб дойти до недавно отреставрированной Варлаамовской башни.

— Действительно его не хватает, это замечаешь прямо в первый день - заходишь в крепость, хочешь идти дальше, а приходится в обход.

— Вплавь мы пока не можем, приходится через мост

most

Неудобно для туристов - полбеды. Уже давно заметил искусствовед Игорь Лагунин. Из-за отсутствия простой переправы, экскурсоводы вынуждены десятки лет рассказывать о Пскове буквально не с того конца.

«Любая экскурсия должна начинаться отсюда. И рассказ начинается с того, как родился Псков - как три луча сошлись, и княгиня Ольга увидела на холме город. Какой он период пережил до этого», — Игорь Лагунин, искусствовед-архитектор

Кстати до 18 века по Пскове между башнями проходили так называемые «нижние решётки». Каменный проход через реку, который по ситуации был либо входом для лодок торговцев, либо препятствием для лодок врага.

«Проект реставрации Кремля с восстановлением решёток был разработан ещё в 54-м году архитектором Хамцовым. На башнях даже были предусмотрены ходы на решётки. Получается, восстановление этой переправы - самое уместное решение, однако мосты здесь тоже были», — Регина Кадырова, корреспондент

Это либо понтоны, либо вот такое временное сооружение. Но понтоны сложно назвать привычной переправой для судоходной раньше Псковы, потому что обычно они мешали лодкам рыбаков. Восстанавливать же временный мост - такая себе затея, учитывая, что идти до него придётся почти столько же, сколько до Троицкого. И получается, мы опять возвращаемся к восстановлению нижних решёток?

Ирина Голубева, архитектор-реставратор, искусствовед:
— Само устье Псковы - оно уже зафиксировано в течение двухсот лет без каких-либо ограждений. Без решёток.
— Как только крепость перестала быть защитной какой-то вещью, в принципе эти решётки не нужны уже?
— Да. С 1790-го года, после Полтавского сражения границы отодвинулись у нас в Прибалтику, и Псков начал терять свои фортификационные свойства

most3

Получается, довольно логично оставить крепости мирное лицо. Тем более, восстановление решёток предусматривает дополнительные, в том числе, подводные исследования. Не говоря уже о тонкостях исполнения реставрации. Значит всё-таки нужно строить мост. Но насчёт его внешнего вида всем сторонам ещё придётся долго договариваться.

«Его можно расценивать даже как временное сооружение. Оно должно не акцентировать на себе внимание, быть чистейшим функционалом и весь весьма деликатным. Я даже согласен с тем, что зимой его можно убирать, а с началом весеннего сезона восстанавливать», — Александр Голышев, и.о. директора Псково-Изборского объединённого музея-заповедника

В любом случае, просто взять и поставить мост перед памятником истории никто не сможет. Сначала специалист подготовит примерный проект, а лучше - несколько специалистов подготовят несколько проектов, которые рассмотрят и обсудят на нескольких комиссиях. И учитываться будут не только внешний вид, но и использованные материалы, и устойчивость моста перед ледоходом. Потом нужно будет найти средства на строительство, по примерным прикидкам Александра Голышева - это около восьмидесяти миллионов. И такие денежные и интеллектуальные траты стоят того, чтобы и через год туристы говорили:

— Спасибо псковичам, что они всё это сохранили! И дай бог, чтобы город дальше развивался, но развивался не как китч и новодел, а в традициях той архитектуры, которая досталась в наследство псковичам

most5

Регина Кадырова, Сергей Дьяков, Юрий Ильин, Владимир Шагапов

Поделиться