logo_rss logo_vk logo_ok logo_facebook logo_twitter logo_youtube logo_instagram
 
 
 

Возвращение шедевра. В Москве завершается реставрация псковской иконы Божия Матерь Одигитрия

Реставрация псковской иконы Божия Матерь Одигитрия, которой предположительно больше восьми столетий, подходит к завершению. В Москве, в реставрационном центре имени Грабаря, её раскрытием занималось несколько поколений реставраторов. Такой сложной, многоэтапной была работа. Как возвращают шедевры древнерусского искусства, увидела Марина Михайлова.

Возвращение шедевра. Путь длиною в человеческую жизнь. Как образец - в экспозиции большого выставочного зала в центре Грабаря - Псковская икона Божия Матерь Одигитрия. На реставрации с 1967 года. Пять десятилетий работы нескольких поколений специалистов. Авторская живопись от поздних записей раскрыта полностью. Почитаемая святыня в одном из псковских храмов находилась в сложных для живописи условиях. Ее многократно укрепляли и реставрировали. На некоторых участках визуально считывалось шестнадцать слоев реставрационных перегрунтовок. Их снимали микроскальпелем. Всухую. Затем закрепляли. Использовать компрессы с растворителем было нельзя. Они могли уничтожить авторский слой и грунт. Но работа не завершена.

МАРИНА СКУТТЕ, ХУДОЖНИК -РЕСТАВРАТОР ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ВХНРЦ ИМ. АКАДЕМИКА И.Э. ГРАБАРЯ:
Сейчас мы видим оригинальную авторскую живопись 12-14 века. Хотя окончательно даже нет датировки этой иконы. Она не определена, потому что пока еще икона не введена в научный оборот. После того как будет проведена окончательная реставрация, можно будет говорить о какой-то окончательной датировке».

Икона Преображения Господня из Псковского музея-заповедника поступила в 2018 году. Предположительно шестнадцатый век. Доска опилена со всех сторон, композиция сжата. Первые же пробы показали – икона под записями. Всего их три. Под верхним слоем открылся Спас Вседержитель тонкой, профессиональной работы. Следующие пробы показывают - под ним еще один Спас. В других одеждах. Выполнен сухо, почти по-ремесленнически. Но при этом изящный трон, очень изящная одежда. Но дороги назад нет. Реставратор снимает все слои до первого, авторского.

ЛАРИСА МИРОНОВА, РЕСТАВРАТОР ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ВХНРЦ ИМ. АКАДЕМИКА И.Э. ГРАБАРЯ:
«Но почему поднялась рука записать это? Довольно профессиональному человеку, а уж после этого записали совсем непонятно кто. Когда раскрытие дальше происходило, то стало понятно, что потертостей очень много, т.е авторский слой поврежден».

Икону расчищают послойно. Фотофиксация для каждого этапа работы. Записные слои лежат на сверхпрочном золотом фоне. Должен помочь второй рентген. Образ собирают как интеллектуальный пазл. Делают довыборки, вычищают микропигмент, которым заполнен кракелюр. Вопросов пока больше, чем ответов. Поиски авторского слоя – головоломка не из легких.

Марина Михайлова, Денис Алексеев

 

Новое видео

  • 1
  • 2

Видео

  • 1
  • 2
  • 3
 
 
Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2