Наследие. Уникальный памятник русского модерна - церковь Косьмы и Дамиана - разрушается в деревне Гвоздно Гдовского района

Наследие. Уникальный памятник русского модерна - церковь Косьмы и Дамиана - разрушается в деревне Гвоздно Гдовского районаУникальный памятник русского модерна - церковь Косьмы и Дамиана - разрушается в деревне Гвоздно Гдовского района. Церковь построена в начале двадцатого века по проекту синодального архитектора Андрея Аплаксина. Храм действовал до шестидесятых годов. Потом здание использовал местный колхоз. Возобновились службы только в начале нового тысячелетия.

Праздник Преображения Господня - один из немногих дней, когда храм оживает. Верующие собираются здесь в основном летом, когда приезжают дачники, зимой церковь пустует. После крестного хода, священник отец Григорий, который опекает этот храм, обращается к собравшимся, чтобы вспомнить историю церкви и почтить память прошлого настоятеля - отца Льва. Тот часто служил здесь и пытался восстанавливать памятник архитектуры.

ГРИГОРИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА (Д. СПИЦИНО):
З
наем, что у отца Льва престольный праздник - День Преображения Господня. Сегодня престольный праздник. И я думаю, что невидимо, незримо, отец Лев присутствует на этом богослужении и ему радостно, что мы собрались в этот день, потому что он имел особое попечение об этом храме.

Первая церковь в селе Гвоздно на этом месте появилась в 1827 году. Она была названа в честь святых Козьмы и Дамиана. В середине 19 века деревянный храм обветшал и был заменен каменным по проекту архитектора Калитовича. Большую помощь строительству оказала баронесса Мария Корф, из рода Голенищевых-Кутузовых. Впоследствие ее похоронили рядом с храмом. В начале двадцатого века в церкви произошел пожар, поэтому община обратилась с просьбой о восстановлении к Николаю Второму. Именно тогда и появился храм в нынешнем виде - по проекту синодального архитектора Андрея Аплаксина.

ГРИГОРИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА (Д. СПИЦИНО):
Это удивительный человек не только как архитектор, но и как человек тонкой души, он представляет из себя любящего отца, любящего мужа и удивительного христианина. Его деятельность, это было служением таким, эта архитектура, этот храм, это пример его этого понятия - творчество добра.

Ему принадлежит авторство более чем десяти храмов в нашей области и Петербурге, из которых сохранились только три. Архитектор - один из ярких представителей стиля русский модерн, который на короткое время в начале двадцатого века возобладал в церковном зодчестве.

СЕРГЕЙ ЕРОХИН, ИСТОРИК, РЕСТАВРАТОР:
Прекрасный наш русский архитектор Андрей Аплаксин, он воплотил удивительное, он сделал как бы сочетание с природой этих мест, у него весьма глобальные архитектурные линии, огромный объем, но при этом ощущается такая некая возвышенность, легкость форм, интересные очертания и так называемый русский стиль шатровый, или его называли еще русский модерн, как раз вот пример этому.

Храм оставался действующим до начала шестидесятых. Потом его закрыли, а здание использовали под мастерские и склад удобрений. Службы возобновились только в начале нового тысячелетия. Сейчас церковь - в аварийном состоянии. Здесь утрачен центральный и два малых купола, протекает кровля, ветшают стены. Храм нуждается в восстановлении, или хотя бы в консервации.

Иван Павлов, Кирилл Мосин