logo_rss logo_vk logo_ok logo_facebook logo_twitter logo_youtube logo_instagram
 
 
 

В Псковском музее впервые открылась выставка лицевого шитья

В Псковском музее впервые открылась выставка лицевого шитья

В Псковском музее впервые открылась выставка лицевого шитья. Это вид декоративно-прикладного искусства, где с помощью ниток, чаще всего драгоценных, изображались библейские сюжеты. Традиция пришла к нам из Византии.

Лики псковских святых, как на иконе, хотя вышиты нитками, в том числе из золота и серебра. Это шитье – труд не только искусных женщин-мастериц, но и настоящих иконописцев, которые выстраивали композицию и следили, чтобы изображения святых были каноническими. Сюжеты тоже исключительно традиционные библейские. Лицевое шитье на ткани делалось для крупных монастырей и церквей, использовалось, например, для покрытия гробниц святых или гроба Господня и в отличии от икон часто содержало текст.

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ НАУЧНО-ФОНДОВОЙ РАБОТЫ ПСКОВСКОГО МУЗЕЯ:
Мы хотели показать, что иконы – это редкость, это наше богатство, которое мы знаем буквально наперечет. Но даже в сравнении с ними памятники лицевого шитья – единичны.

На этой пелене «Три святителя» изысканным шрифтом указана фамилия Строгановых.

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ НАУЧНО-ФОНДОВОЙ РАБОТЫ ПСКОВСКОГО МУЗЕЯ:
Вот обратите внимание совершенно небольшой по размеру памятник 17 века, который выполнен в мастерской или как раньше говорили в светлице Анны Строгановой. Это конец 17 века.

Именно тогда их «светлица» стала превосходить все другие. До этого из-за дороговизны позволить себе такие изделия могла либо высочайшая знать, либо крупные монастыри. В Псковском музее благодаря архиепископу Арсению, жившему в начале прошлого века, сейчас хранится 22 памятника лицевого шитья. Впервые за многие десятилетия часть богатства представлена в выставочном зале дома Массона.

МАРИЯ ТАСАЛОВА :
Я в принципе рада, что такие редкие вещи, как сказала правильно сотрудница музея, впервые за 140 лет выставляются, это сразу уже настраивает на определенный лад, во-вторых, конечно, впечатление производит тонкость вот этих всех потрясающих шитых работ. Ну и конечно, мастерство реставраторов заслуживает всяческого восхищения, которые смогли, по всей видимости проделали огромную работу, чтобы мы могли все это увидеть.

АНДРЕЙ УДАЛОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Есть еще одна плащаница, которую уже отреставрировали, ее можно посмотреть, но по предварительной записи, она находится на хранении и строго в горизонтальном положении. Это нужно, чтобы обеспечить ее сохранность, ведь даже на момент создания, она стоила целое состояние, сейчас это произведение искусства просто бесценно.

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ НАУЧНО-ФОНДОВОЙ РАБОТЫ ПСКОВСКОГО МУЗЕЯ:
Заказчик вот этой непосредственно плащаницы, он был одним из приближенных служивых людей Ивана Грозного. И он сделал эту плащаницу для того, чтобы вложить ее в наш Псково-Печорский монастырь. И через какое-то время он бросил государеву службу и сам ушел в наш Псково-Печорский монастырь.

Некоторые памятники еще ждут реставрации. Пелену с изображением преподобного Саввы Крыпецкого 1261 года нам показали лишь на мгновение.
Первые технологии восстановления стали складываться только в 60-е годы. И то были несовершенные. Сейчас, уверяют работники музея, реставрация более качественная, поэтому Псковскому музею еще будет что показать из своего богатого золотого запаса.

Андрей Удалов, Александр Калинин

 

Новое видео

  • 1
  • 2
  • 3

Видео

  • 1
  • 2
  • 3
 
 
Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30